ПЕРЕЧЕНЬ
официальных интернет-ресурсов администрации муниципального образования город Армавир и сетевого издания «Муниципальный вестник Армавира»
- Интернет-ресурсы администрации муниципального образования город Армавир:
https://ok.ru/group55665028038886
- Интернет-ресурсы официального сетевого издания администрации муниципального образования город Армавир «Муниципальный вестник Армавира»:
https://armvest.ru
https://ok.ru/armavir.munitsipalnyvestnik
https://ok.ru/group/62012794405041
https://vk.com/armvest.ru2020
https://t.me/armvestru
Положение о Родительском комитете школы
Положение об этике общения в родительских чатах, социальных сетях и мессенджерах
Специалист по социальной работе Армавирского филиала ГБУЗ «Наркологический диспансер» Коваль Юлия Александровна в январе 2022 года в рамках общешкольного родительского собрания в МБОУ-СОШ № 15 провела беседу с родителями обучающихся по теме «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в детской среде». Юлия Александровна провела беседу в доступной форме, с яркими примерами из профессиональной практики, с показом иллюстрации. Она обратила внимание родителей на то, что наркомания, алкоголизм, табакокурение в детской и подростковой среде давно превратилась в глобальную для всего человечества проблему. Детей нельзя оградить от наркотиков, алкоголя и сигарет, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно.
Программа работы с родителями
в МБОУ-СОШ № 15
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Так по результатам мониторинга можно говорить о снижении уровня образованности родителей учащихся: ежегодно увеличивается процент родителей (за счет увеличения числа семей переезжающих в город из сел района и края) имеющих основное среднее, средне-специальное образование. Именно такие, любящие, но не имеющие специальных педагогических знаний, родители часто нуждаются в помощи со стороны школы. И задача школы – повышать уровень информированности родителей и их педагогическую компетентность.
ЦЕЛЬЮ данной программы будет являться:
Создание модели эффективного взаимодействия ОУ, родителей и других заинтересованных субъектов образовательного пространства с целью всестороннего развития и воспитания личности ребенка, его социализации, адаптации в современном мире, будущего профессионального выбора.
ЗАДАЧИ:
- Привлечение родителей к делам и проблемам школы.
- Оказание семье разнообразной специальной профессиональной и квалифицированной помощи.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Профилактика негативного семейного воспитания
Система работы педагогического коллектива с семьёй.
- Диагностика (изучение социального состава семей, изучение психологических особенностей семьи, изучение социального заказа родителей, диагностика методов семейного воспитания);
- Просвещение (родительский всеобуч);
- Совместная деятельность (досуговая, художественно-творческая, участие родителей в организации двустороннего обмена, помощь ребёнку в учении, хозяйственно-бытовое обслуживание);
- Психолого-педагогическая помощь через систему специальных занятий с родителями;
- Психолого-педагогические консилиумы, индивидуальные консультации;
- Совет профилактики правонарушений.
Основные направления сотрудничества семьи и школы:
- Единство требований к учащимся.
- Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
- Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
- Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
- Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Различные формы сотрудничества с родителями.
- Совместная работа в рамках предпрофильной и профильной работы учащихся;
Функции и задачи взаимодействия семьи и школы
- Информационная.
- Воспитательно — развивающая.
- Формирующая.
- Охранно — оздоровительная.
- Контролирующая.
- Бытовая.
Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
— гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
— уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;
— систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;
— умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Методы изучения семей
- Наблюдение.
- Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.)
- Индивидуальные беседы.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Диагностика.
- Деловые игры.
- Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
Формы работы с родителями
- Встречи за «круглым столом».
- Родительские собрания.
- Индивидуальные встречи «разговор по душам».
- Встречи с директором школы.
- Психолого-педагогические консультации.
- День открытых дверей.
- Конференции отцов.
- Психологические тренинги (на базе Кабинета профилактики).
- Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей).
- Школа молодых родителей.
- Письменный телефон доверия.
Положение о Родительском комитете школы ( нормативный акт)
Циклограмма работы с семьей:
Направления в работе. | Содержание | Срок. | Ответственные. | ||||
1. Школа будущего первоклассника | 1. Организационное родительское собрание.
2. Индивидуальные консультации психолога, логопеда. 3. Подготовительные занятия. |
Август.
По необходимости. Один раз в неделю. |
Зам. директора по нач. классам
Администрация Учитель 1го класса. |
||||
2. Привлечение родителей к делам и проблемам школы. | 1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников:
— Правовой месячник. — Всероссийский день матери. — Новогодние утренники. — За здоровый образ жизни.
— Защитники Отечества. — Международный день семьи. 2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей. 3. Привлечение к ремонту школы. 4. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению. |
По плану.
Октябрь, апрель. Декабрь. Март. октябрь, декабрь, февраль, апрель, февраль май.
В течение год. В течение года
Май. |
Администрация
Классные руководители. Классные руководители. Классные руководители.
Родительский комитет. Администрация |
||||
3. Оказание различной помощи семье. | 1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни.
2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей. 3. Устройство детей из неблагополучных детей в соц. приюты. 4. Организация психологической помощи. 5. Работа кабинета профилактики. 6. Оказание помощи опекаемым учащимся. |
1 раз в две недели
По возможности
По необходимости
По необходимости В течение года
В течение года |
Классный руководитель.
Социальный педагог. Психолог. Зам. директора по УВР Социальный педагог. |
||||
4. Повышение педагогической культуры родителей. | 1. Классные тематические родительские собрания.
2. Всеобуч родителей (родительские собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов. 3. Информационно — иллюстративные стенды. 4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей. 5. Использование видеоматериалов в пед. просвещении родителей. |
1 раз в четверть.
1 раз в полугодие. 1 раз в четверть.
В течении года По необходимости
В течении года |
Классный руководитель.
Администрация Зам. директора по УВР Администрация, специалисты других учреждений. |
||||
5. Профилактика негативного семейного воспитания. | 1. Индивидуальные встречи, беседы.
2. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей. 3. Изоляция беспризорных детей и из неблагополучных семей в социальные приюты. 4. Вызов на совет профилактики, КДН. 5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав. 6. Собеседования по организации летнего отдыха. |
В течение года
В течение год.
По необходимости По необходимости По необходимости
Февраль- Май. |
Администрация, Кл.руководители, инспектор ПДН ОВД
Администрация, социальный педагог. Социальный педагог.
Администрация, социальный педагог.
Социальный педагог. |
Ожидаемые результаты реализации
- 1. Привлечь родителей к участию в организации единого воспитательного пространства;
- Достичь единства взаимодействия воспитания и обучения между семьей и школой, как двух взаимосвязанных компонентов в развивающем образовательном пространстве;
Привлечь внимания всех субъектов образовательного пространства к проблемам неблагополучных детей и семей.
Приложение 1.
Методика контактного взаимодействия учителя с родителями
- Поиск контактов (процесс первого общения).
- Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
- Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).
- Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).
- Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)
- Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).
Приложение 2.
Структура подготовки родительского собрания
- Определение цели.
- Изучение научно-методической литературы.
- Проведение микроисследований.
- Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.
- Придумать форму приглашения родителей.
- Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение).
- Оборудование и оформление помещения для собрания.
- Собрание условно делится на три части:
— вступительная;
— основная;
— заключительная.
Приложение 3.
Памятка классному руководителю по проведению родительского собрания
- Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.
- Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.
- Расскажите о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе.
- Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.
- Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.
- Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе»
- Тактичность.
- Построение доверительных отношений с родителями учеников.
- Главные показатели эффективности родительского собрания — это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.
Приложение 4.
Примерная тематика традиционных родительских собраний
1 класс.
- Трудности адаптации первоклассников к школе.
- Особенности мыслительной деятельности младших школьников. значение семьи в ее развитии.
- Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.
- Как воспитать у ребенка любовь к чтению.
- О детской дружбе.
2 класс.
- Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
- Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
- Наказание и поощрение в семье.
- Первые шаги самовоспитания.
- Предупреждение эгоизма, индивидуализма, корыстолюбия.
3 класс.
- Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
- Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо».
- Роль семьи в трудовом воспитании ребенка.
- Эстетическая атмосфера в школе и семье.
5.Если ребенок не хочет учиться.
4 класс.
- Что такое акселерация.
- О чем может рассказать школьный дневник.
- Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
- Проблема преемственности в обучении в начальной и средней школе. Пути и способы их решения.
- Роль отца и матери в воспитании ребенка.
5 класс.
- «Давайте познакомимся».
- «Синдром понедельника» у пятиклассников и как его избежать.
- Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью.
- Культура желаний подростка. Воспитание умения управлять желаниями.
- Итоговое «Вот и стали мы но год взрослей».
6 класс.
- Физическое развитие школьников и пути его совершенствования.
- Результативность школьного урока. От чего она зависит.
- «Этот трудный подростковый возраст».
- Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
- Вредные привычки ребенка. Как им противостоять.
7 класс.
- Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
- Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.
- Здоровый образ жизни — основа успеха.
- Контакты и конфликты. Воспитание толерантности.
- Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?
8 класс.
- Нравственные ценности семьи.
- Способности и роль семьи в их развитии.
- Психологические и возрастные особенности подростка. «Переходный возраст продолжается».
- Подросток и закон. Ваш ребенок в школе и после школы.
- Адекватная самооценка как условие успешного развития личности.
9 класс.
- Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.
- Трудный ребенок. Какой он?
- Анализ учебной работы учащихся 9х классов
- Подготовка учащегося к экзаменам. Роль родителей в экзаменационный период.
- Эмоции и чувства в разговоре с подростком.
10 класс.
- Особенности организации учебного труда в 10-ом классе и роль родителей в этом.
- Воспитание ответственности у взрослых детей.
- Особенности общения с детьми — старшеклассниками.
- О доброте и милосердии.
- Компания в жизни старшеклассников.
11 класс.
- Значение выбора в жизни человека.
- Результативность учебы учащихся за 1 полугодие.
- Организация учебного труда выпускника.
- «Поговорим о смысле жизни».
- Организация выпускного вечера.